Мир собирается отказаться от машин на бензине. Зачем это нужно и когда это произойдет?
Еще недавно у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не было практически никакой альтернативы. Но сейчас электромобили становятся всё более популярными, а автопроизводители и даже целые страны планируют совсем отказаться от машин с ДВС. Рассказываем, для чего это нужно и когда люди окончательно пересядут на электрический транспорт.

21 декабря 2021
Поделиться:
А разве мир пытается массово отказаться от автомобилей с ДВС?
Да, в последние несколько лет страны по всему миру объявили о серьезном намерении отказаться от бензиновых и дизельных автомобилей. Такие заявления звучат в Евросоюзе, США, Китае, Канаде, Южной Корее и многих других странах. И это не просто слова. Автопроизводители выпускают всё больше электрических моделей, города оснащены зарядными станциями, а некоторые компании уже сейчас планируют полностью прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Например, Mercedes заявил о полном переходе на выпуск автомобилей с электродвигателем в конце текущего десятилетия.
На 26-й конференции ООН по изменению климата (COP26), которая прошла осенью 2021 года в Глазго, была принята Декларация об автомобилях и фургонах с нулевым уровнем выбросов. Она предлагает прекращение продаж новых автомобилей с ДВС к 2035 году на ведущих мировых рынках, а к 2040 году — повсеместно. Ее уже подписали 28 стран, включая Великобританию, Финляндию, Норвегию и Австрию, а также 11 автопроизводителей, включая Mercedes, Land Rover, Volvo, General Motors и китайский BYD Auto. Правда, к Декларации пока не присоединились США, Китай, Япония и Германия — это крупнейшие авторынки мира, которым будет непросто перестроиться. Также Декларацию пока не подписали Volkswagen и Toyota, однако это может измениться в будущем, а Volkswagen вообще собирается стать крупнейшим производителем электромобилей в мире. Также никто не собирается отказываться от развития электротранспорта, считая его самым перспективным.
28
стран откажутся от продажи новых автомобилей с ДВС
с 2035 году

Зачем отказываться от ДВС?
Автомобильные выхлопы загрязняют окружающую среду. На долю автотранспорта приходится около 12% всех мировых выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Именно парниковые газы провоцируют постепенное увеличение среднегодовой температуры на планете и, как следствие, таяние полярных льдов и разрушительные природные явления по всему миру: засухи, наводнения, экстремальные колебания температуры, ураганы и лесные пожары. Всё это напрямую сказывается на жизни и здоровье людей — достаточно посмотреть на то, как возрастала смертность среди пожилых людей во время волн жары в Европе в последнее десятилетие.
Помимо этого, автомобилям с ДВС требуется бензин или дизельное топливо. Их производят из нефти, а она не бесконечна — разведанных на данный момент запасов хватит примерно на 70 лет, но эта оценка постоянно корректируется, и в некоторых регионах мира нефть закончится гораздо раньше. К тому же разрабатывать новые месторождения не всегда рентабельно. А еще добыча нефти и ее переработка оказывает крайне негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, стоит иметь в виду, что большинство стран в мире импортирует нефть и отказ от нефтяной зависимости для таких стран очень важен, поэтому им выгодно развитие электротранспорта.
12
всех выбросов парниковых газов
приходится на долю автомобилей
Получается, электротранспорт спасет нас от экологической катастрофы?
Это важная часть борьбы с глобальным потеплением. Электромобили помогут сократить выбросы парниковых газов, ведь в их двигателях не сгорает топливо. Тем не менее, оценивая влияние электротранспорта на экологию, стоит учитывать и другие факторы.
Один из самых важных — это источник энергии для зарядки автомобильных батарей. Например, в Норвегии, которая занимает первое место в мире по количеству электромобилей на душу населения, 99% энергии вырабатывают гидроэлектростанции с минимальным углеродным следом. То есть электромобили в этой стране — действительно «чистый» транспорт. А вот в Китае более половины всей электроэнергии производят угольные ТЭЦ, которые выбрасывают в атмосферу огромное количество загрязняющих веществ. Значит, и электромобили в этой стране тоже не могут считаться полностью экологичными, так как передвигаются на «грязной» энергии.
Кроме того, после окончания срока эксплуатации тяговые батареи электрокаров превращаются в опасные отходы. Например, содержащийся в аккумуляторах электролит, попадая в почву, делает ее непригодной для использования, а соединения никеля, марганца и кадмия загрязняют грунтовые воды. Поэтому очень важно, чтобы все аккумуляторы отправлялись на переработку, тем более что эта технология уже хорошо отлажена.

Какие-то страны уже перешли на электротранспорт?
Полностью пока не перешел никто, но лидеры уже есть. Если рассматривать абсолютные показатели, то больше всего электрических и гибридных (имеющих и бензиновую, и электрическую силовую установку) автомобилей сейчас в Китае — 4,2 миллиона. За ним следует Европа (3,2 миллиона) и США (1,7 миллиона). В России же на 1 января 2021 года было зарегистрировано всего 10 836 электромобилей.
Если же рассматривать количество электромобилей на душу населения, то картина меняется. Так, на 1000 жителей Европы приходится около 6 машин, в США — около 5, а в Китае — всего 3. А мировые лидеры — это Норвегия и Исландия: 81 и 36 электромобилей на 1000 человек соответственно.
Столь разные показатели зависят от многих вещей: от количества зарядных станций, цен на электричество, налоговых льгот для владельцев электротранспорта, правительственных дотаций, климата и средних расстояний, преодолеваемых водителями. В России переход от ДВС к электродвигателям только начался, хотя половина водителей готова пересесть на электрокары. При этом достижения в области электротранспорта в России всё же есть: например, электробусный парк Москвы считается крупнейшим в Европе. Сейчас в нем более 800 электробусов, тогда как в Лондоне — 400, а в Нью-Йорке — всего 20.
Какие-то страны уже перешли на электротранспорт?
Полностью пока не перешел никто, но лидеры уже есть. Если рассматривать абсолютные показатели, то больше всего электрических и гибридных (имеющих и бензиновую, и электрическую силовую установку) автомобилей сейчас в Китае — 4,2 миллиона. За ним следует Европа (3,2 миллиона) и США (1,7 миллиона). В России же на 1 января 2021 года было зарегистрировано всего 10 836 электромобилей.
Если же рассматривать количество электромобилей на душу населения, то картина меняется. Так, на 1000 жителей Европы приходится около 6 машин, в США — около 5, а в Китае — всего 3. А мировые лидеры — это Норвегия и Исландия: 81 и 36 электромобилей на 1000 человек соответственно.
Столь разные показатели зависят от многих вещей: от количества зарядных станций, цен на электричество, налоговых льгот для владельцев электротранспорта, правительственных дотаций, климата и средних расстояний, преодолеваемых водителями. В России переход от ДВС к электродвигателям только начался, хотя половина водителей готова пересесть на электрокары. При этом достижения в области электротранспорта в России всё же есть: например, электробусный парк Москвы считается крупнейшим в Европе. Сейчас в нем более 800 электробусов, тогда как в Лондоне — 400, а в Нью-Йорке — всего 20.