1. Главная
  2. Социальная и благотворительная помощь

Как общаться с людьми, у которых РАС: главные правила

Расстройства аутистического спектра (РАС) влияют на восприятие человеком мира и его отношения с окружающими, поэтому общение может отличаться от привычного. Рассказываем, как построить комфортный диалог.

Как общаться с людьми, у которых РАС: главные правила

15 августа 2022

Поделиться:

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в среднем по планете аутизм наблюдается у 1 ребенка из 100. РАС развиваются по многим причинам, в том числе из-за генетической предрасположенности и факторов окружающей среды.

У людей с РАС наблюдаются проблемы с общением и взаимодействием с окружающими, а также специфические интересы и стереотипная форма поведения, то есть повторяющиеся, однообразные действия. Выраженность этого может быть разной, и некоторым нужна поддержка в течение всей жизни.

Сегодня существует целый комплекс мер, которые помогают пациентам с РАС поддерживать нормальное качество жизни, поэтому люди, получающие качественную и своевременную медицинскую и психосоциальную помощь, могут отлично общаться и взаимодействовать с окружающими.

Как и все, аутичные люди разные. Одни хотят общаться, но не знают как, а у других нет проблем с коммуникацией; некоторым комфортно в компании, но есть и интроверты. Главное — люди с РАС иначе видят мир, но «иначе» не значит «неправильно».

Как помочь незрячему человеку: главные правила

Многие не решаются общаться с незрячими людьми, несмотря на желание помочь на улице или в транспорте. Однако для этого не требуется специальных навыков или знаний — вот несколько простых советов.

Читать статью

Проявляйте уважение

Залог успеха любого общения — уважение. Обращайтесь к человеку на «вы», если вы видитесь впервые, ваши отношения недостаточно близкие и/или требуют соблюдения субординации. Например, если собеседник старше вас.

Привлекайте внимание

Обращайтесь к человеку по имени, чтобы он знал, что вы говорите именно с ним. Перед тем, как задать вопрос или обратиться с просьбой, убедитесь, что собеседник вас внимательно слушает. При этом признаки вовлеченности в диалог у разных людей с РАС могут отличаться, поэтому нужно искать индивидуальный подход и наблюдать, ни в коем случае не позволяя себе раздражение.

Дополнительно акцентируйте внимание на важном

Ваш собеседник может испытывать трудности, когда нужно понять, что в разговоре более важно, поэтому иногда им в этом требуется ваша помощь. Говорите короче и медленнее, используйте ключевые слова и повторяйте их, тем самым подчеркивая их значимость. Также стоит делать паузы между фразами и предложениями, чтобы у собеседника было время обдумать сказанное вами и сформулировать ответ.

Соблюдайте личные границы

Не прикасайтесь к человеку без предупреждения — это может заставить его тревожиться.

Не увлекайтесь инструментами невербальной коммуникации

Аутичные люди не всегда считывают зрительный контакт, мимику, жесты и язык тела. Поэтому использовать их, чтобы лучше донести свою мысль, не нужно. А еще не нужно обижаться, если человек не смотрит вам в глаза: многим людям с РАС комфортнее концентрироваться на речи собеседника — это абсолютно нормально.

Избегайте открытых вопросов и двойных смыслов

Вопросы должны быть короткими и конкретными. Например, вместо «Как прошел твой день?» лучше спросить «Понравился ли тебе обед?», «Понравилась ли тебе прогулка?» и т. д. Не используйте иронию, сарказм, образы, риторические вопросы, идиомы и другие подобные речевые приемы — аутичный человек может воспринять их буквально. Если же вы все-таки использовали их, сразу объясните, что вы на самом деле имели в виду.

Будьте готовы к нестандартному общению

Не все люди с РАС пользуются речью. Если перед вами невербальный аутичный человек, вот несколько общих рекомендаций, которые помогут установить контакт:

  • Покажите человеку, что вы готовы использовать любой удобный для него способ общения, например картинки или текст.
  • Используйте простые жесты, мимику и вспомогательные визуальные инструменты, допустим рисунок, изображающий то или иное действие.
  • Дайте собеседнику время «переварить» информацию и сформулировать в комфортном для него формате ответ.

Подпишись на наш канал в СберБанк Онлайн

treesqr

Теги:

  • инклюзивность
  • медицинская помощь

Поделиться: