Как общаться с глухими и слабослышащими людьми
В России живет около 13 млн людей с нарушениями слуха. Количество таких людей ежегодно растет, а к 2050 году, по данным ВОЗ, оно может увеличиться в два раза. Большинство из них может общаться практически без ограничений — если им немного помочь. Рассказываем, как можно это сделать.

6 июня 2022
Поделиться:
Как общаются слабослышащие и глухие люди?
У людей с нарушениями слуха есть несколько способов общения с окружающими. Самый известный — жестовый язык, при котором слова показывают руками, дополняя жесты мимикой и артикуляцией. В России и ряде стран СНГ используется русский жестовый язык, или РЖЯ. Также существует дактилология — пальцевая азбука. В этом случае руками показывают не слова, а отдельные звуки, используя их для того, чтобы передать имя или понятие, которого нет в жестовом языке. Если собеседник не владеет этими методами общения, то слабослышащий человек может писать фразы в блокноте или на экране смартфона, а также пользоваться приложениями, которые распознают речь и переводят ее в текст и обратно.
При этом для многих глухих и слабослышащих людей обычная речь также остается средством коммуникации, ведь «глухой» и «глухонемой» — это не синонимы. Говорить, как правило, не могут только люди с врожденной глухотой или те, кто потерял слух в раннем возрасте — до трех лет. Если же проблемы со слухом начались позже, особенно когда человек уже научился читать и писать, то речь в большинстве случаев сохраняется.
Тем не менее людям с нарушениями слуха часто свойственны и нарушения речи: чем хуже человек слышит, в том числе самого себя, тем сложнее ему говорить. Слабослышащие люди могут искажать слова и звуки, говорить с особым тембром и ритмом или приглушенно, пользоваться ограниченным набором слов. Из-за этого они иногда стесняются общаться.
Как говорить со слабослышащими и глухими, если я не владею языком жестов?
Овладеть языком жестов очень непросто. Существуют обучающие приложения и курсы, но на обучение могут уйти годы. Если вам хочется иметь самые базовые знания, можно ограничиться алфавитом и научится показывать буквы (вот здесь можно посмотреть короткую видеоинструкцию). В целом же большинство людей с нарушениями слуха могут понимать обращенную к ним речь. Полная глухота встречается довольно редко. Гораздо чаще у людей сохраняется способность в той или иной степени различать звуки — самостоятельно или с помощью слухового аппарата. Есть несколько правил, которые сделают общение комфортным для человека с нарушением слуха.
- Прежде чем начать говорить, привлеките внимание слабослышащего человека — назовите его по имени или махните рукой. Так он поймет, что вы обращаетесь к нему, и сосредоточит на вас внимание.
- Многим слабослышащим проще адаптироваться к разговору, если заранее известно, о чем он будет.
- Устраните источники шума — выключите телевизор, закройте окна.
- Говорите четко, внятно артикулируйте, используйте мимику и жесты. Находитесь рядом и смотрите на собеседника. Слабослышащие люди дополнительно ориентируются на артикуляцию, жесты, выражение лица и интонацию, поэтому им важен зрительный контакт, чтобы читать по губам.
- Дайте собеседнику привыкнуть к вашему голосу и манере говорить, особенно если вы общаетесь впервые.
- Используйте простые речевые конструкции и прямой порядок слов. Избегайте фразеологизмов и слов с переносным значением — люди с нарушениями слуха могут воспринимать их буквально. Например, вместо «он загремел в больницу» лучше сказать «он попал в больницу».
- Если вы хотите сменить тему разговора — предупредите об этом собеседника и четко обозначьте переход. Можно сказать: «А теперь я бы хотел поговорить о…»
- Телефоны, адреса, имена, фамилии, названия и незнакомые термины лучше записывать и показывать.
- Если собеседник переспрашивает — перефразируйте свою реплику и повторите ее чуть громче. Можно самому спросить, всё ли понятно, поскольку многие слабослышащие люди стесняются признаться, что им нужны уточнения.
- Будьте терпеливы и корректны. Помните, что во время разговора слабослышащий собеседник находится в постоянном напряжении, пытаясь понять обращенную к нему речь.
Как Сбер помогает глухим и слабослышащим людям
- Любой клиент, имеющий особые потребности, может указать это в разделе «Специальное обслуживание» в профиле Сбербанк Онлайн. Тем клиентам, которые указали спецпотребность «Общаюсь на РЖЯ», доступна видеоконсультация на русском жестовом языке прямо в мобильном приложении.
- В офисах Сбера слабослышащие и глухие люди могут попросить сотрудника включить на планшете видеосвязь с человеком, владеющим русским жестовым языком. У Сбера есть свой штат переводчиков РЖЯ.
- В онлайн-чате в мобильном приложении и с виртуальным ассистентом можно общаться как голосом, так и в переписке.
Что не рекомендуется делать, общаясь со слабослышащими людьми?

Не надо громко говорить или кричать — для человека с нарушением слуха это может быть некомфортно и даже болезненно. Но если собеседник просит, нужно повторить свои слова немного громче.
Не стоит специально замедлять речь. Это сбивает естественный ритм разговора и затрудняет понимание.
Нежелательно общаться в шумных местах или говорить одновременно с другими людьми.
Не закрывайте лицо, не отворачивайтесь, не говорите на ходу и не заходите за спину слабослышащему собеседнику. Яркое солнце и тень тоже могут быть помехой для общения. Всегда помните о том, что ваше лицо должно хорошо считываться.
Даже если общение дается вам тяжело, не демонстрируйте раздражение и недовольство — люди с нарушениями слуха чувствительны к подобным вещам.