Что такое clean beauty
Разбираемся в новом тренде индустрии красоты, который не так прост, как кажется

4 мая 2023
Поделиться:
Когда бьюти-бренды заявляют, что придерживаются философии «чистой красоты», а магазины косметики собирают отдельные полки под вывесками clean beauty (в переводе с англ. — «чистая красота»), может показаться, что нам предлагают идеальные средства с экологичными составами. Но что на самом деле имеют в виду, когда говорят о clean beauty? Значит ли это, что средство не вредит окружающей среде или состоит из натуральных ингредиентов? Рассказываем, чем косметика clean beauty отличается от обычной, зачем её покупать и где найти.
Как возник тренд
Популярным термин clean beauty стал ещё в 2000-х годах, когда британский предприниматель Энтони Бак начал выпускать средства для ухода за кожей без потенциально вредных ингредиентов (парабенов, отдушек и т. д.). Идея ему пришла благодаря жене, которая во время беременности не могла пользоваться обычными косметическими средствами из-за раздражения чувствительной кожи.
В последние годы концепция «чистой красоты» набрала популярность после нескольких громких скандалов в бьюти-индустрии. Например, когда в детской присыпке обнаружили асбест — канцероген, который может вызывать рак легких, гортани и яичников, и суд обязал производителя выплатить пострадавшим женщинам $4,7 млрд. Шум в прессе также вызвали громкие дела, когда в средствах для отбеливания кожи выявили ртуть, а исследования в США показали, что некоторые компоненты солнцезащитных средств могут проникать в кровь и стать потенциальной угрозой для здоровья. И конечно, не сосчитать количество претензий к косметическим компаниям из-за негуманного тестирования средств на животных. На фоне нового восприятия потребителей многие прогрессивные бренды заявили, что они следуют философии «чистой красоты» и что их составам можно доверять.
Что такое clean beauty сейчас
Ни в России, ни в мире понятие clean beauty не закреплено на законодательном уровне. Это значит, что производители сами решают, называть ли так свою продукцию и что это понятие будет значить для бренда. Но чаще всего так позиционируют косметические средства, которые не тестируются на животных и не содержат потенциально опасных для человека и природы веществ. Их упаковка, как правило, сделана из экологичных материалов — например, стекла или пластика, которые можно сдать на переработку. Также создание clean beauty-косметики не вредит окружающей среде: производители используют воспроизводимое сырьё, экономят воду и электроэнергию.
В России такую косметику часто называют натуральной или органической, а также экологически чистой, но самый главный критерий косметики «чистой красоты» — это безопасный состав. В нём не должно быть:
- микропластика, который опасен для животных и морских экосистем (он встречается в скрабах, глиттерах, помадах);
- химических фильтров, которые потенциально вредны для человека, а также наносят вред экосистеме океана (они используются во многих солнцезащитных средствах);
- отдушек, которые могут вызывать аллергию (их добавляют в разные средства от мыла до крема);
- парабенов (часто присутствуют в шампунях, дезодорантах и других средствах как консерванты). Проводились исследования, которые доказывали, что они могут быть связаны с раковыми опухолями груди, но официально парабены не считаются вредными для человека.
В России средства clean beauty пользуются популярностью — судя по тому, как много именно российских бьюти-брендов сосредотачиваются на чистых составах и экологичном производстве. Likelikeorganic, «Краснополянская косметика», SmoRodina, «Самосвет», Laboratorium — только часть известных clean beauty-брендов.

Отличие от organic и vegan
Точное значение пометки organic (в переводе с англ. — «органический») может варьироваться в зависимости от сертификата и страны, которая его выдавала. Но чаще всего это означает, что в средстве содержится не менее 95% натуральных ингредиентов и определённое количество органического сырья, выращенного в экологически чистых условиях и без пестицидов. Пометка vegan (в переводе с англ. — «веганский») указывает, что в составе нет компонентов животного происхождения.
В средствах clean beauty могут быть синтетические ингредиенты — например, известная гиалуроновая кислота или ретинол, а также пчелиный воск, желатин и другие продукты животного мира.
Если вам важно, чтобы средство было органическим, не полагайтесь только на надписи, ориентируйтесь на маркировки ICEA, BIO Cosmetique Charte Cosmebio, COSMOS Standard. Зелёная маркировка Vegan с изображением цветка подтверждает, что в средстве нет продуктов животного происхождения.
Как выбрать средства с философией «чистая красота»
Так как официальной маркировки clean beauty нет, то и бренды, и магазины могут называть чистыми средства, которые ими не являются. Вы можете зайти на официальный сайт бренда и почитать его философию, чтобы понять, следует ли он ценностям clean beauty, но, скорее всего, этого будет недостаточно.
Лучший способ удостовериться, что перед вами средство «чистой красоты» — изучить его этикетку. Опирайтесь на значки Cruelty Free International (подтверждает, что средство не тестировалось на животных), COSMOS Standard (означает, что косметика была сделана на экологичном производстве, и в её составе — минимум синтетических компонентов). Также обращайте внимание на упаковку и выбирайте ту, которую можно сдать на переработку.
Имейте в виду, что 40% компаний и брендов грешат гринвошингом. Такие производители пользуются доверием людей и выдают свой продукт за то, чем он на самом деле не является. Чтобы не быть обманутым, самостоятельно проверяйте состав продукта и читайте полезные советы на «Сберегаем вместе».